Следим за тем, как в зеркале результатов поиска отражаются факторы, принимаемые во внимание поисковыми машинами при ранжировании по коммерческим запросам.
В 2016 году мы меньше занимались «общей» аналитикой (анализом факторов ранжирования) и больше — конкретной технической работой: программированием и «полировкой» разных видов отчетов и сервисов для наших клиентов. Тем не менее, интересно подвести итоги двух лет наблюдений и рассказать о том, какие факторы ранжирования сейчас «на высоте", и о том, как эта картина менялась.
Анализ проводится с октября 2014 года, и начинался он всего с 35 запросов. С марта 2015 мы работаем с постоянной выборкой из 160 запросов, которую признали «стандартной», — не столько потому, что она чем-то особенно хороша (хотя мы и старались сделать ее по возможности разнообразной), сколько потому, что она позволяет осуществлять мониторинг изменений в работе факторов ранжирования. Весной 2016 наш анализ был принят «в промышленную эксплуатацию» SEO-департаментом «Ашманов и партнеры». С этого момента количество обрабатываемых нами данных резко выросло и продолжает расти.
Как и следовало ожидать, по результатам обработки накопленных данных выяснилось, что наша стандартная выборка из 160 запросов не идеальна: в ней слишком много коротких и частых запросов, есть перекос в сторону «сложных товаров» (станки, генераторы) и т. п. Тем не менее, выявленные с помощью нее закономерности неплохо подтверждаются на больших выборках. На рис. 1 — сравнение гистограмм распределения значений параметра «Размер HTML страницы» по позициям а) на стандартной выборке из 160 запросов и б) на выборке примерно в 50 раз больше. Видно, что на большой выборке средние значения по позициям гораздо ближе к аппроксимирующей прямой, но общая картина остается достаточно похожей.
Рис. 1. Средние значения по позициям для свойства «Размер HTML страницы»: Яндекс, все страницы коммерческих сайтов. Сверху: данные по 160 «стандартным» запросам. Внизу: данные по политематической выборке из 8 690 запросов (август—октябрь).
В Яндексе почти все факторы слабее, чем в Google, и многие из них менее устойчивы. Для Яндекса характерные значения коэффициента корреляции (рангового критерия Спирмена) для коммерческих факторов — 0,04—0,07, а коэффициент корреляции порядка 0,08—0,10 уже можно считать очень сильным. Для Google гораздо чаще можно видеть и более сильные корреляции — на уровне 0,12—0,16 или даже выше.
Однако при этом средние значения по параметру в Яндексе часто выше, чем в Google, и с попаданием в топ в Яндексе связано значительно больше параметров, чем в Google.
Например:
Разумеется, бывает и наоборот: параметр в Яндексе «работает» сильнее, чем в Google, а средние значения в Google — выше. Но в целом для Яндекса характерна более «смазанная» картина, и при этом факторы ранжирования часто более тесно связаны с попаданием в топ поисковой выдачи, чем с позицией внутри топа.
Ссылочные и особенно ссылочно-текстовые факторы — традиционно самые сильные, что бы ни говорили нам представители поисковых машин о том, как принципиально они игнорируют ссылки. Коэффициенты корреляции по этим факторам для Яндекса достигают 0,15—0,16, а для Google — «астрономических» 0,24—0,26.
При этом для обоих поисковиков наблюдаются следующие закономерности:
На текстовых факторах в наибольшей степени проявляется различие между Яндексом и Google, о котором мы говорили выше: для Google характерны более сильные корреляции, для Яндекса — более сильная связь с попаданием в топ поисковой выдачи.
«Пороги вхождения» в топ-30 результатов поиска, естественно, сильно зависят от запроса, но часто они очень высоки. Так, медианные значения3 количества вхождений в текст найденного документа по топ-30 Яндекса для выборки из 3 339 запросов (октябрь-ноябрь 2016) составляют:
Для топ-3 Яндекса медианные значения выше еще на 20—30%. Для Google медианные значения для топ-30 — примерно в полтора раза ниже приведенных, но значения для топ-3 — немного выше них. Это — «в среднем по больнице», а для отдельных запросов аналогичные цифры могут быть выше во много раз.
Фактически это означает, что в обеих поисковых машинах для того, чтобы пробиться в топ, и особенно для того, чтобы его возглавить, страница и сайт должны быть буквально «накачаны» словами запроса.
Вот еще несколько тенденций, которые действуют и для Яндекса, и для Google.
Находимые страницы рассматриваются поисковыми машинами не изолированно, а «в ансамбле» с другими страницами сайта (и, в частности, с подчиненными им страницами).
Наличие групп в соцсетях (причем в 2016 году — практически любых, за исключением разве что «Одноклассников») важно и для Google, и, в меньшей степени, для Яндекса.
В Google практически для всех соцсетей — кроме, парадоксальным образом, Google+ — наблюдается сильная связь с попаданием в топ и более слабая корреляция с позицией (для YouTube, Twitter, Facebook корреляция с позицией также сильная).
В Яндексе заметна только корреляция с позицией, причем эта корреляция сильная только для YouTube (что, скорее всего, объясняется важностью наличия на сайте видео).
Ссылки «поделиться», напротив, связаны с попаданием в топ Яндекса и сильно скоррелированы с позицией в Google.
Ниже приведены примеры изменений в «весе» факторов ранжирования, зарегистрированных за время наших наблюдений (и особенно за год, прошедший с предыдущей конференции), для коммерческих факторов.
Яндекс упоминается здесь чаще, чем Google, но не потому, что мы к нему более внимательны, а потому, что Google, как оказалось, меньше подвержен колебаниям.
Упало:
Выросло:
Падало, но восстановилось:
1) Когда мы говорим о том, что фактор «работает», «важен», «влияет» на позицию или попадание в топ, мы имеем в виду только то, что зафиксирована статистически значимая корреляция между этим фактором и позицией внутри топ-30 (попаданием в топ-10 и/или в топ-3), либо с попаданием в топ-30 результатов поиска.
2) По техническим причинам мы собираем дополнения по запросам только для Яндекса, однако работают они и для Google.
3) Под медианным значением мы понимаем минимальное значение параметра, при котором не менее, чем у половины страниц, попавших в результаты поиска (или в указанную группу результатов — например, топ-3), значение параметра выше данного.
4) Количество документов в индексе и число найденных документов с сайта мы получаем только для Яндекса, что не мешает этим факторам активно «работать» и в Google.
Михаил Волович, «Ашманов и партнеры»
Вам будет интересно
Доставляем экспертный контент
Мы делимся с подписчиками экспертным контентом: отправляем полезные статьи, советы от специалистов, приглашаем на вебинары. Подпишитесь, чтобы узнать больше о продвижении бизнеса в Интернете, наших мероприятиях и репортажах с крупных отраслевых событий. Выберите наиболее удобную платформу для вас и наслаждайтесь контентом!
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности
Мы отправили вам проверочое письмо — пожалуйста, подтвердите адрес электронной почты, перейдя по ссылке внутри письма.
Пожалуйста, попробуйте еще раз